Исторические корни и современное состояние[править | править код]
Как следует планировать эффективный тренировочный процесс спортсменов? Это вопрос, который уже давно занимает мысли видных учёных, аналитиков и практиков. В истории древней медицины и философии есть факты, касающиеся формирования и развития теории тренировки. Действительно, процесс её становления насчитывает более 2000 лет и берёт своё начало от известных древних философов и врачей. Так, великие мыслители древности Гален и Филострат могут считаться реальными предвестниками современной теории тренировки. Древнеримский философ и врач Гален (Клавдий Элий Гален — II век н.э.) написал трактат «Сохранение здоровья», где рассмотрел различные аспекты физической подготовки.
Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).
За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом
.
Обзор исследований
. В истории древней медицины и философии можно найти запоминающиеся вехи становления теории спортивной тренировки. Эти фрагменты человеческого творчества связаны с именами великих древних мыслителей, таких как Гален и Филострат. Знаменитый римский врач и философ Гален (Клавдий Элий Гален — II в. н.э.) в своем трактате «Сохранение здоровья» предложил оригинальную классификацию упражнений, которая может считаться предшественницей современной периодизации силовой тренировки (Gardiner, 1930). Последовательность его упражнений от «упражнений с проявлением силы, но без скорости» к развитию «скорости отдельно от силы» и, наконец, к интенсивным упражнениям, сочетающим силу и скорость (Robinson, 1955), поражает нас своей логикой и креативностью, хотя в свете современных знаний к ней могут быть вопросы. Другой пример годичной периодизации можно найти в эссе «О гимнастике» выдающегося древнегреческого учёного Филострата Афинского, который жил во II в. н.э. (Drees, 1968). Его описание предолимпийской подготовки содержит обязательный десятимесячный период целенаправленной подготовки с последующим месяцем централизованной тренировки (в городе Элис) перед началом Олимпийских игр. Эта заключительная часть годичного цикла напоминает предолимпийские тренировочные сборы, практикуемые сегодня любой национальной командой. Руководящие принципы, установленные Филостратом и касающиеся последовательности небольших, средних и больших тренировочных нагрузок в пределах четырёхдневного тренировочного цикла, могут служить блестящей иллюстрацией древнего подхода к краткосрочному планированию.
Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.
Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта. Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.
Теоретические основы периодизации спортивной тренировки получили дальнейшее развитие в важных публикациях Lauri Pihkala (1930), который постулировал ряд принципов, таких как разделение годичного цикла на подготовительную, весеннюю и летнюю фазы и активный отдых в конце сезона. Он также представил принципы чередования экстенсивных и интенсивных нагрузок, концентрируясь на правильном соотношении «нагрузка — отдых», и основы долгосрочной атлетической подготовки.
Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки. Там она уже подразделялась на общую и специальную; целенаправленная подготовка к соревнованиям была описана надлежащим образом, с особым вниманием на физические, технические и психические факторы.
Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход. В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации. В то же время эта доминирующая концепция распространилась по всему миру и появилась в работах других авторов, таких как Нагге (1973), Martin (1980), Bompa (1984) и т.д.
Исторические корни и современное состояние
Как следует планировать эффективный тренировочный процесс спортсменов? Это вопрос, который уже давно занимает мысли видных учёных, аналитиков и практиков. В истории древней медицины и философии есть факты, касающиеся формирования и развития теории тренировки. Действительно, процесс её становления насчитывает более 2000 лет и берёт своё начало от известных древних философов и врачей. Так, великие мыслители древности Гален и Филострат могут считаться реальными предвестниками современной теории тренировки. Древнеримский философ и врач Гален (Клавдий Элий Гален — II век н.э.) написал трактат «Сохранение здоровья», где рассмотрел различные аспекты физической подготовки.
Другой пример выдающейся творческой мысли связан с известным древнегреческим ученым Филостратом (Афинским), который жил во II в. н.э. Филострат дал, наверное, первое представление о периодизации тренировочного процесса. В его достопамятном эссе «О гимнастике» есть описание предолимпийской подготовки, которая, по мнению автора, должна содержать такой обязательный компонент программы, как десятимесячный период целенаправленной тренировки (Drees, 1968).
За этим базовым этапом следовал один месяц централизованной подготовки к Олимпийским играм, которые проходили в городе Элис. Видимо, современная практика предолимпийских тренировочных сборов восходит к тому времени (т.е. около 2000 лет назад). Ещё одно предложение Филострата касается составления непродолжительного четырёхдневного тренировочного цикла (последовательности малых, средних и больших нагрузок), который позже был назван микроциклом
.
Обзор исследований
. В истории древней медицины и философии можно найти запоминающиеся вехи становления теории спортивной тренировки. Эти фрагменты человеческого творчества связаны с именами великих древних мыслителей, таких как Гален и Филострат. Знаменитый римский врач и философ Гален (Клавдий Элий Гален — II в. н.э.) в своем трактате «Сохранение здоровья» предложил оригинальную классификацию упражнений, которая может считаться предшественницей современной периодизации силовой тренировки (Gardiner, 1930). Последовательность его упражнений от «упражнений с проявлением силы, но без скорости» к развитию «скорости отдельно от силы» и, наконец, к интенсивным упражнениям, сочетающим силу и скорость (Robinson, 1955), поражает нас своей логикой и креативностью, хотя в свете современных знаний к ней могут быть вопросы. Другой пример годичной периодизации можно найти в эссе «О гимнастике» выдающегося древнегреческого учёного Филострата Афинского, который жил во II в. н.э. (Drees, 1968). Его описание предолимпийской подготовки содержит обязательный десятимесячный период целенаправленной подготовки с последующим месяцем централизованной тренировки (в городе Элис) перед началом Олимпийских игр. Эта заключительная часть годичного цикла напоминает предолимпийские тренировочные сборы, практикуемые сегодня любой национальной командой. Руководящие принципы, установленные Филостратом и касающиеся последовательности небольших, средних и больших тренировочных нагрузок в пределах четырёхдневного тренировочного цикла, могут служить блестящей иллюстрацией древнего подхода к краткосрочному планированию.
Современная олимпийская эра стимулировала активность, связанную с атлетической подготовкой. Возможно, одна из первых монографий, посвящённых спортивной тренировке высокого уровня, была опубликована Борисом Котовым. Его книга «Олимпийский спорт» (1916) представила оригинальную концепцию периодизации тренировки, предлагавшую три этапа целенаправленной спортивной подготовки к предстоящим соревнованиям: общеподготовительный, более специализированный и специфический.
Дальнейшее развитие теоретических основ спортивной подготовки было осуществлено одним из основателей современной спортивной медицины В.В. Гориневским (1922). Его объёмная публикация содержала обоснование целенаправленной спортивной специализации и объяснение роли разносторонней атлетической подготовки как основного условия эффективной подготовки в конкретном виде спорта. Другой видный аналитик тренировочного процесса Г.К. Бирзин (1925) дал одно из первых описаний биологической природы спортивной подготовки, подчеркнув взаимодействие между утомлением и восстановлением после выполнения упражнений. Автор изложил возможные варианты рациональной последовательности физических нагрузок и восстановления после их выполнения.
Теоретические основы периодизации спортивной тренировки получили дальнейшее развитие в важных публикациях Lauri Pihkala (1930), который постулировал ряд принципов, таких как разделение годичного цикла на подготовительную, весеннюю и летнюю фазы и активный отдых в конце сезона. Он также представил принципы чередования экстенсивных и интенсивных нагрузок, концентрируясь на правильном соотношении «нагрузка — отдых», и основы долгосрочной атлетической подготовки.
Ноу-хау 1930-х годов были творчески адаптированы и интерпретированы в нескольких книгах, изданных в СССР. Это были серьёзные учебники для спортивных вузов по лыжному спорту (Бергман, 1938), плаванию (Шувалов, 1940), лёгкой атлетике (Васильев, Озолин, 1952), в которых содержались соответствующие главы по планированию подготовки. Там она уже подразделялась на общую и специальную; целенаправленная подготовка к соревнованиям была описана надлежащим образом, с особым вниманием на физические, технические и психические факторы.
Несмотря на то что теория спортивной тренировки имела уже достаточно долгую историю, настоящей вехой в её создании стала монография Льва Павловича Матвеева (1964), в которой он обобщил имеющуюся информацию о подготовке спортсменов и предложил общий подход к планированию. Это, в конечном итоге, и стало известно как «классический» подход. В то время, когда теория спортивной тренировки страдала от недостаточности объективных знаний и научно обоснованных принципов подготовки, книга Л.П. Матвеева стала настоящим прорывом в тренерской науке. Таким образом, модель периодизации с логичной структуризацией подготовки спортсмена и чёткой иерархией тренировочных циклов и блоков стала универсальным инструментом для планирования и анализа процесса подготовки во всех видах спорта для спортсменов разного уровня квалификации. В то же время эта доминирующая концепция распространилась по всему миру и появилась в работах других авторов, таких как Нагге (1973), Martin (1980), Bompa (1984) и т.д.
Основные положения традиционной теории[править | править код]
Краеугольные камни теории спортивной тренировки — иерархия тренировочных циклов и основы периодизации подготовки. Данная иерархическая система тренировочных циклов, которые периодически повторяются, является центральным звеном теории тренировки (табл. 1). Верхний уровень этой иерархической лестницы занимает четырёхлетний олимпийский цикл, сопоставимый с другими великими событиями в мире спорта. Следующий уровень представлен макроциклами. Макроцикл обычно длится один год, но может быть сокращён до полугода и более. Такая гибкость в делении годичного цикла не имеет отношения к блоковому подходу к периодизации. Макроциклы делятся на тренировочные периоды. Периоды подготовки выполняют ключевую функцию в традиционной теории, потому что они делят макроцикл на две основные части: первую — для более обобщённой предварительной работы (подготовительный период) и вторую — для более специфической по виду спорта работы в специализированном предсоревновательном периоде и участия в соревновании (соревновательный период).
Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.
Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов
Период тренировки | Длительность | Способ планирования |
Четырёхлетний (олимпийский) цикл | Четыре года — период между Олимпийскими играми | Долгосрочный |
Макроцикл (возможно, годичный) | Один год или несколько месяцев | |
Мезоцикл | Несколько недель | Среднесрочный |
Микроцикл | Одна неделя или несколько дней | Краткосрочный |
Тренировка | Несколько часов (обычно не больше трёх) | |
Тренировочное упражнение | Минуты (обычно) |
Периоды тренировочного процесса обеспечивают достаточную свободу в его планировании. Внешние факторы, такие как календарь соревнований и сезонные изменения, диктуют наличие пиковых фаз и возможные ограничения. В результате тренер может выбрать последовательность, содержание и продолжительность тренировочных циклов и определить специфику средств и методов для каждого из них.
Практически наиболее важным компонентом представленной иерархической схемы является структурирование годичного цикла. Этот компонент, как правило, и считается представляющим собственно периодизацию тренировочного процесса. Традиционный подход указывает на общие характеристики соответствующих периодов и подразделяет их на несколько этапов. Содержание тренировочного процесса каждого этапа чётко определяется объёмом и интенсивностью нагрузки (табл. 2).
Таблица 2. Общая характеристика периодизации тренировочного процесса в традиционном подходе (по Матвееву, 1977)
Период | Этап | Цели | Тренировочная нагрузка |
Подготовительный | Общеподготовительный | Увеличение уровня развития общих двигательных способностей. Расширение набора различных двигательных навыков | Относительно большой объём и сниженная интенсивность основных упражнений; большое разнообразие тренировочных средств |
Специально подготовительный | Увеличение уровня специальной подготовленности; совершенствование более специализированных двигательных и технических возможностей | Объём тренировочной нагрузки достигает максимума; интенсивность увеличивается выборочно | |
Соревновательный | Соревновательной подготовки | Совершенствование специальной подготовленности по виду спорта, технико-тактических навыков; формирование индивидуальных схем успешного выполнения соревновательного упражнения | Стабилизация и сокращение объёма тренировочной нагрузки одновременно с увеличением интенсивности специальных упражнений по виду спорта |
Непосредственной предсоревновательной подготовки | Достижение наилучшей специальной подготовленности по виду спорта и готовности к главному соревнованию | Небольшие объёмы, высокая интенсивность; наиболее точная имитация предстоящего соревнования | |
Переходный | Переходный | Восстановление | Активный отдых |
Первоначально традиционный подход предполагал один макроцикл в год, что, в основном, было связано с практикой сезонных видов спорта, таких как футбол, гребля, велоспорт, лыжный спорт и т.д. На рисунке 3 представлен пример типичного одноциклового планирования.
Рис. 3. Традиционное представление годичного тренировочного цикла с одним макроциклом (годичная периодизация с одним пиком)
Как уже было сказано, годичный цикл с одним пиком особенно подходил для сезонных видов спорта, но не отвечал требованиям тех видов, в которых спортсмены соревновались в любое время года и в каждом из них (подобно фехтованию, плаванию, некоторым парным и командным видам). Более поздние модификации допускали применение двух и трёх макроциклов в пределах одного годичного цикла. Каждый макроцикл подразделялся на подготовительный и соревновательный периоды, которые характеризовались определёнными комбинациями тренировочных целей и нагрузок. Переходный период (небольшой длительности) включался, по большей части, в конце сезона. Такой подход к планированию назывался двух- и трёхпиковой годичной периодизацией (Рис. 4).
Рис. 4. Представление годичного цикла с двумя и тремя макроциклами (двух- и трёхпиковая годичная периодизация)
Мезоциклы (тренировочные циклы средней длительности) интерпретировались по-разному. Большинство восточноевропейских авторов предлагали от семи до одиннадцати типов мезоциклов и систематизировали их в соответствии с рядом условий. Одна такая классификация представлена ниже (табл. 3).
Представленная выше классификация является наиболее лаконичной по сравнению с другими. Несмотря на то что различные варианты классификаций мезоциклов выглядят весьма информативными, их практическая реализация ограничена чрезмерной детализацией и искусственным характером дифференциации.
В микроциклах как самых краткосрочных тренировочных циклах меньше противоречий. Несмотря на отсутствие единодушия среди авторов в отношении названий различных микроциклов, следующая сводная таблица может помочь прояснить ситуацию (табл. 4).
Таблица 3. Типы мезоциклов в соответствии с традиционным подходом к периодизации тренировочного процесса
(по Zheliazkov, 1986)
Название | Описание |
Втягивающий | Предполагает плавное увеличение нагрузки и настройку на выполнение более напряжённой программы |
Базовый | Предполагает выполнение самых больших нагрузок и длится 4-6 недель |
Стабилизационный | Следует за базовым для стабилизации достигнутого уровня подготовленности |
Предсоревновательный | Содержит непосредственную подготовку к предстоящему соревнованию |
Соревновательный | Включает в себя участие в соревновании |
Промежуточный | Планируется в случае длительного соревновательного периода для предотвращения чрезмерного утомления и подготовки к дальнейшему участию в соревновании |
Восстановительный | Характеризуется уменьшенными нагрузками, направленными на активное восстановление |
Таблица 4. Типы микроциклов (по данным различных публикаций)
Название | Общие характеристики |
Настроечный. втягивающий, инициализирующий | Средний уровень нагрузки, постепенное увеличение тренировочной нагрузки |
Нагрузочный. развивающий, обычный | Увеличенный уровень нагрузки, использование больших и существенных тренировочных нагрузок |
Ударный. шоковый, предельных нагрузок | Использование и наложение предельных тренировочных нагрузок |
Поедсоревновательный, настроечный, пиковый | Средние тренировочные нагрузки, использование специфических по виду спорта средств и методов |
Соревновательный | Специфические по виду спорта и спортивной дисциплине соревновательные упражнения |
Восстановительный. регенерирующий | Низкий уровень тренировочных нагрузок, использование широкого спектра восстанавливающих средств |
* Подчёркнутое название соответствует варианту, предпочитаемому автором.
Основные положения традиционной теории
Краеугольные камни теории спортивной тренировки — иерархия тренировочных циклов и основы периодизации подготовки. Данная иерархическая система тренировочных циклов, которые периодически повторяются, является центральным звеном теории тренировки (табл. 1). Верхний уровень этой иерархической лестницы занимает четырёхлетний олимпийский цикл, сопоставимый с другими великими событиями в мире спорта. Следующий уровень представлен макроциклами. Макроцикл обычно длится один год, но может быть сокращён до полугода и более. Такая гибкость в делении годичного цикла не имеет отношения к блоковому подходу к периодизации. Макроциклы делятся на тренировочные периоды. Периоды подготовки выполняют ключевую функцию в традиционной теории, потому что они делят макроцикл на две основные части: первую — для более обобщённой предварительной работы (подготовительный период) и вторую — для более специфической по виду спорта работы в специализированном предсоревновательном периоде и участия в соревновании (соревновательный период).
Кроме того, обособленно стоит третий (короткий) период, который предназначен для активного восстановления и реабилитации. Следующие два уровня представленной иерархии занимают мезоциклы (средние тренировочные циклы) и микроциклы (короткие тренировочные циклы). Нижняя ступень этой иерархической лестницы принадлежит тренировкам и упражнениям, которые являются строительными элементами всей системы тренировки.
Таблица 1. Иерархия и продолжительность тренировочных периодов и циклов
Период тренировки | Длительность | Способ планирования |
Четырёхлетний (олимпийский) цикл | Четыре года — период между Олимпийскими играми | Долгосрочный |
Макроцикл (возможно, годичный) | Один год или несколько месяцев | |
Мезоцикл | Несколько недель | Среднесрочный |
Микроцикл | Одна неделя или несколько дней | Краткосрочный |
Тренировка | Несколько часов (обычно не больше трёх) | |
Тренировочное упражнение | Минуты (обычно) |
Периоды тренировочного процесса обеспечивают достаточную свободу в его планировании. Внешние факторы, такие как календарь соревнований и сезонные изменения, диктуют наличие пиковых фаз и возможные ограничения. В результате тренер может выбрать последовательность, содержание и продолжительность тренировочных циклов и определить специфику средств и методов для каждого из них.
Практически наиболее важным компонентом представленной иерархической схемы является структурирование годичного цикла. Этот компонент, как правило, и считается представляющим собственно периодизацию тренировочного процесса. Традиционный подход указывает на общие характеристики соответствующих периодов и подразделяет их на несколько этапов. Содержание тренировочного процесса каждого этапа чётко определяется объёмом и интенсивностью нагрузки (табл. 2).
Таблица 2. Общая характеристика периодизации тренировочного процесса в традиционном подходе (по Матвееву, 1977)
Период | Этап | Цели | Тренировочная нагрузка |
Подготовительный | Общеподготовительный | Увеличение уровня развития общих двигательных способностей. Расширение набора различных двигательных навыков | Относительно большой объём и сниженная интенсивность основных упражнений; большое разнообразие тренировочных средств |
Специально подготовительный | Увеличение уровня специальной подготовленности; совершенствование более специализированных двигательных и технических возможностей | Объём тренировочной нагрузки достигает максимума; интенсивность увеличивается выборочно | |
Соревновательный | Соревновательной подготовки | Совершенствование специальной подготовленности по виду спорта, технико-тактических навыков; формирование индивидуальных схем успешного выполнения соревновательного упражнения | Стабилизация и сокращение объёма тренировочной нагрузки одновременно с увеличением интенсивности специальных упражнений по виду спорта |
Непосредственной предсоревновательной подготовки | Достижение наилучшей специальной подготовленности по виду спорта и готовности к главному соревнованию | Небольшие объёмы, высокая интенсивность; наиболее точная имитация предстоящего соревнования | |
Переходный | Переходный | Восстановление | Активный отдых |
Первоначально традиционный подход предполагал один макроцикл в год, что, в основном, было связано с практикой сезонных видов спорта, таких как футбол, гребля, велоспорт, лыжный спорт и т.д. На рисунке 3 представлен пример типичного одноциклового планирования.
Рис. 3. Традиционное представление годичного тренировочного цикла с одним макроциклом (годичная периодизация с одним пиком)
Как уже было сказано, годичный цикл с одним пиком особенно подходил для сезонных видов спорта, но не отвечал требованиям тех видов, в которых спортсмены соревновались в любое время года и в каждом из них (подобно фехтованию, плаванию, некоторым парным и командным видам). Более поздние модификации допускали применение двух и трёх макроциклов в пределах одного годичного цикла. Каждый макроцикл подразделялся на подготовительный и соревновательный периоды, которые характеризовались определёнными комбинациями тренировочных целей и нагрузок. Переходный период (небольшой длительности) включался, по большей части, в конце сезона. Такой подход к планированию назывался двух- и трёхпиковой годичной периодизацией (Рис. 4).
Рис. 4. Представление годичного цикла с двумя и тремя макроциклами (двух- и трёхпиковая годичная периодизация)
Мезоциклы (тренировочные циклы средней длительности) интерпретировались по-разному. Большинство восточноевропейских авторов предлагали от семи до одиннадцати типов мезоциклов и систематизировали их в соответствии с рядом условий. Одна такая классификация представлена ниже (табл. 3).
Представленная выше классификация является наиболее лаконичной по сравнению с другими. Несмотря на то что различные варианты классификаций мезоциклов выглядят весьма информативными, их практическая реализация ограничена чрезмерной детализацией и искусственным характером дифференциации.
В микроциклах как самых краткосрочных тренировочных циклах меньше противоречий. Несмотря на отсутствие единодушия среди авторов в отношении названий различных микроциклов, следующая сводная таблица может помочь прояснить ситуацию (табл. 4).
Таблица 3. Типы мезоциклов в соответствии с традиционным подходом к периодизации тренировочного процесса
(по Zheliazkov, 1986)
Название | Описание |
Втягивающий | Предполагает плавное увеличение нагрузки и настройку на выполнение более напряжённой программы |
Базовый | Предполагает выполнение самых больших нагрузок и длится 4-6 недель |
Стабилизационный | Следует за базовым для стабилизации достигнутого уровня подготовленности |
Предсоревновательный | Содержит непосредственную подготовку к предстоящему соревнованию |
Соревновательный | Включает в себя участие в соревновании |
Промежуточный | Планируется в случае длительного соревновательного периода для предотвращения чрезмерного утомления и подготовки к дальнейшему участию в соревновании |
Восстановительный | Характеризуется уменьшенными нагрузками, направленными на активное восстановление |
Таблица 4. Типы микроциклов (по данным различных публикаций)
Название | Общие характеристики |
Настроечный. втягивающий, инициализирующий | Средний уровень нагрузки, постепенное увеличение тренировочной нагрузки |
Нагрузочный. развивающий, обычный | Увеличенный уровень нагрузки, использование больших и существенных тренировочных нагрузок |
Ударный. шоковый, предельных нагрузок | Использование и наложение предельных тренировочных нагрузок |
Поедсоревновательный, настроечный, пиковый | Средние тренировочные нагрузки, использование специфических по виду спорта средств и методов |
Соревновательный | Специфические по виду спорта и спортивной дисциплине соревновательные упражнения |
Восстановительный. регенерирующий | Низкий уровень тренировочных нагрузок, использование широкого спектра восстанавливающих средств |
* Подчёркнутое название соответствует варианту, предпочитаемому автором.
Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки[править | править код]
Традиционная теория спортивной тренировки была сформулирована в то время, когда знания этой темы были ограничены и существовало немного научно обоснованных руководящих принципов спортивной тренировки. Традиционная периодизация спортивной подготовки, впитавшая актуальные для того времени ноу-хау 1960-х годов, была настоящим прорывом в тренировочном процессе и науке о спорте. Многие из принятых тогда её элементов остаются в силе и по сей день, включая иерархическую таксономию и терминологию тренировочных циклов; дифференциацию между общей и специальной спортивной подготовкой; изменения в объёме и интенсивности упражнений; основные подходы к краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному планированию и т.д. Было бы нереально ожидать, что все идеи, предложенные более пяти десятилетий назад, останутся по-прежнему применимыми и сегодня.
Еще одно обстоятельство должно быть принято во внимание. Как видно из предыдущих разделов, основы традиционной теории спортивной тренировки были сформулированы, в основном, в СССР. В то время эта теория стала универсальной и монополизировала методологические подходы к любым научным исследованиям и планам подготовки спортсменов. Такая идеологически зависимая атмосфера дискуссий не очень способствовала выражению критических мнений в адрес концепции, поддержанной официальными властями. Тем не менее, в конце 1970-х годов критические замечания появились. Основная критика была направлена на центральную идею теоретической концепции — периодизацию процесса подготовки спортсменов. Со временем появились действующие примеры планирования и составления тренировочных программ в ключе традиционной схемы периодизации, и её недостатки были отмечены как творчески настроенными тренерами, так и аналитиками. В результате критические замечания стали публиковаться с конца 1970-х годов и публикуются по настоящее время (табл. 5).
Таблица 5. Краткое изложение сути критических замечаний в адрес традиционной теории периодизации спортивной тренировки
Источник | Проблемы | Комментарии В.Б. Иссурина |
Воробьёв, 1977 | Увеличение объёма тренировочных нагрузок до максимума не обуславливает достижение наилучших результатов. Принцип постепенности не является универсальным; нагрузка может изменяться скачкообразно. Длительная тренировка с низкой интенсивностью в подготовительном периоде снижает эффект всей сезонной подготовки. Концепция общей физической подготовки нуждается в пересмотре для учёта морфологических и функциональных требований к спортсмену | Тенденция к максимизации объёма подготовки была типичной для подготовки спортсменов в то время. Постепенное увеличение нагрузки считалось принципиальным условием при планировании. Относительно долгая подготовительная программа не адаптировала спортсменов к специфическим требованиям соревновательной активности. Базовая физическая подготовка должна быть менее генерализованной и более специфической по виду спорта |
Бондарчук, 1986 | Большой объём работы с низкой интенсивностью в подготовительном периоде бесполезен. Продолжительность подготовительного периода является переменной величиной и зависит от индивидуальных требований и специфики соревновательной активности. Волновые изменения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки не могут считаться универсальной схемой. Средства общей физической подготовки не формируют базу для достижения подготовленности в конкретном виде спорта | Такая точка зрения основана главным образом на опыте скоростносиловых видов спорта. Автор утверждал, что процесс достижения спортивной формы длится от 2 до 8 месяцев. На самом деле могут быть успешно реализованы и равномерные, и переменные изменения тренировочных нагрузок. Автор не обнаружил положительного переноса результатов выполнения общеподготовительных упражнений на специфические по виду спорта двигательные способности |
Tschiene, 1991 | Теория спортивной тренировки должна постулировать приоритет биологических основ, которые объясняют функциональную адаптацию и перенос тренированности | Автор представил иерархическую схему составляющих теории спор- . тивной тренировки, верхний уровень которой занимает теория функциональных систем Анохина |
Zanon, 1997 | Теория спортивной тренировки имеет временные ограничения и нуждается в обновлении с учётом новых результатов | Эта теория не имеет научных доказательств, которые поддерживают её доминирующую роль в подготовке спортсменов |
Верхошанский, 1998 | Традиционная теория не основывается на биологической природе спортивной подготовки и даже игнорирует её. Принципиальные положения этой теории не подкреплены доказательствами, почерпнутыми из тренерского опыта и исследований. Теория предлагает регулировать тренировочное воздействие, используя только манипуляции с объёмом нагрузки и её интенсивностью. | Классические объяснения опирались исключительно на педагогические аргументы и определения. Автор показал неконкретный и абстрактный характер теоретических положений и утверждений. Особенности и специфика физиологической адаптации не были приняты во внимание |
Иссурин, 2002; Issurin, 2008 | Одновременное развитие ряда спортивных способностей приводит к конфликтным физиологическим реакциям и снижает эффективность подготовки. Чрезмерно длинные периоды базовой подготовки с низкой интенсивностью не обеспечивают достаточное тренировочное воздействие. Традиционная модель не даёт возможности для проведения мультипикового соревновательного периода | Невозможно обеспечить высокую концентрацию должным образом направленных нагрузок и оптимального взаимодействия несовместимых средств тренировки. Длинные подготовительные периоды ослабляют реакцию на тренировочную нагрузку, снижают темпы спортивного совершенствования и не дают возможности принимать участие во многих соревнованиях |
Периодизация спортивной тренировки не часто становилась объектом особенно жёсткой критики аналитиков и тренеров. В общем, периодизация использует периодические изменения в биологической и социальной активности человека. В течение долгого времени эта теория была принята в качестве универсальной основы тренировочного процесса в любом виде спорта и для спортсменов любого уровня квалификации. На самом деле практика подготовки спортсменов высокого уровня предоставляла доказательства того, что эта теория не даёт универсальных инструментов для планирования подготовки или её воплощения. А именно, А.Н. Воробьёв, всемирно признанный эксперт в тяжёлой атлетике и в прошлом олимпийский чемпион, выявил серьёзные противоречия традиционной теории с реалиями подготовки элитных спортсменов, анализируя данные, полученные в процессе подготовки тяжелоатлетов (Воробьев, 1977). Его жёсткая критика основывалась на выводах, сделанных после широких и углублённых исследований, а также на серьёзных факторах биологической природы адаптации организма спортсмена к тренировочным нагрузкам.
Точно так же А.П. Бондарчук, всемирно известный авторитет в тренерской науке и в прошлом олимпийский чемпион в метании молота, отметил противоречивость теоретических положений и практики подготовки спортсменов в лёгкой атлетике. Его критические замечания были поддержаны огромным опытом в подготовке элитных спортсменов и результатами его собственных исследований (Бондарчук, 1986).
Специалисты по спортивной тренировке из Германии (Tschiene, 1991) и Италии (Zanon, 1997) отметили несостоятельность традиционной теории, основываясь на обновлённой научной и методической информации. Они также отметили, что каждая теория может иметь временные ограничения и её обновление следует рассматривать как разумную и естественную тенденцию.
Несколько позже Ю.В. Верхошанский (1998) стал одним из самых жёстких критиков традиционной теории, подчёркивая её слишком схоластической характер, игнорирование биологической природы тренировки, отсутствие конкретных руководящих принципов коучинга и противоречия предложенных теоретических положений и реалий современного спорта.
Критические аргументы в моих собственных публикациях (Иссурин, 2002; Issurin, 2008) были связаны с недостатками концепции традиционной периодизации процесса подготовки спортсменов высокой квалификации. Мой собственный опыт и результаты исследований были получены при проведении исследований в гребле на байдарках и каноэ, плавании и академической гребле. Наиболее важные критические замечания были связаны с появлением конфликтных физиологических реакций при работе спортсменов над многими спортивными способностями одновременно. Например, тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость, боевых искусствах, парных и командных, а также художественных видах спорта в подготовительном периоде предполагает развитие общих аэробных способностей, мышечной силы, силовой выносливости, совершенствование общей координации и взрывной силы, базовую психологическую и техническую подготовку, овладение тактическими навыками и лечение полученных травм. Каждый из этих факторов требует специальной физиологической, морфологической и психологической адаптации. Однако многие рабочие нагрузки несовместимы и вызывают конфликтные физиологические реакции. Причины и следствия таких противоречивых реакций приведены в таблице 6.
Таблица 6. Основные причины конфликтных физиологических реакций, возникающих во время подготовки спортсменов высокого уровня при традиционном подходе к планированию
(Issurin, 2007)
Факторы | Противоречия | Последствия |
Энергообеспечение | Для одновременного выполнения разнообразных тренировочных нагрузок нет адекватных источников энергии | Энергия направляется на достижение многих целей, а главная не получает надлежащего энергетического обеспечения |
Восстановление различных физиологических систем | Из-за разных периодов восстановления показателей различных физиологических систем спортсмены не достигают достаточного уровня восстановления | Спортсмены устают и не могут сосредоточить все свои усилия на достижении основных целей |
Совместимость различных нагрузок | Разные упражнения часто взаимодействуют негативно в связи с дефицитом энергообеспечения, технической сложностью и/или нервно-мышечной усталостью | Применение определённых нагрузок устраняет или уменьшает эффект от выполнения предыдущих или последующих тренировок |
Психическая концентрация | Стрессовые нагрузки требуют высокого уровня психической концентрации, которую невозможно распространить на многие цели одновременно | Психическую концентрацию поддерживать трудно, поэтому упражнения выполняются с пониженным вниманием и мотивацией |
Тренировочные стимулы для прогрессирования спортсменов | Специфическое по виду спорта прогрессирование спортсменов высокого уровня требует высокой концентрации тренировочных стимулов, которая не может быть достигнута при одновременной тренировке многих качеств | Одновременное комплексное развитие многих качеств не обеспечивает достаточное улучшение уровня подготовленности высококвалифицированных спортсменов |
Упомянутые выше ограничения традиционной модели тренировочного процесса были проверены на опыте многими тренерами, но не все из них были критически оценены. Наиболее выдающиеся тренеры пришли к выводу, что привычные схемы применения высокоэффективных стимулирующих нагрузок должны быть пересмотрены. Они обнаружили, что проблемой в подготовке спортсменов высокого уровня является тот факт, что их прогресс требует больших высококонцентрированных нагрузок, которые не могут обеспечить одновременное достижение многих различных целей.
Еще одна причина для критики традиционной модели периодизации кроется в невозможности обеспечить мультипиковую соревновательную подготовку в течение сезона.
Пример
.
Данные трёх спортсменов мирового класса — Мэрион Джонс (США), Сергея Бубки (Советский Союз, Украина с 1991 года) и Стефки Костадиновой (Болгария) показывают, что предсезонная и сезонная подготовка каждого из них длится около 300-320 дней (табл. 10). Как видно из таблицы, промежутки времени, в которые эти спортсмены соревновались и демонстрировали пиковые достижения и когда они имели относительно высокие результаты, варьировали от 135 до 265 дней. Такой длинный промежуток времени не может быть разделён на традиционные подготовительный и соревновательный периоды. С другой стороны, базовые способности этих спортсменов (максимальная сила, способность к аэробному воспроизведению энергии) должны поддерживаться на достаточно высоком уровне в течение 5-8 месяцев. Поэтому в программу тренировки должны быть включены соответствующие циклы подготовки для совершенствования базовых способностей и восстановления. Традиционная схема не решает эту проблему и не в состоянии обеспечить такую подготовку в рамках базового плана.
Таблица 7. Мультипиковая годичная подготовка легкоатлетов мирового класса
(по Suslov, 2001; модификация автора)
Спортсмен, события, лучшие достижения | Год | Количество пиков в сезоне | Типичные интервалы между пиками (дни) | Длительность периода выступлений в соревнованиях (дни) |
Мэрион Джонс ; бег 100-200 м, прыжки в длину; 3-кратная олимпийская чемпионка в 2000-м году, 5-кратная чемпионка мира | 1998 | 10* | 19-22 | 200 |
Сергей Бубка; прыжок с шестом; олимпийский чемпион 1988-го года, 5-кратный чемпион мира, рекордсмен мира | 1991 | 7** | 23-43 | 265 |
Стефка Костадинова ; прыжки в высоту; олимпийская чемпионка 1996-го года, 2-кратная чемпионка мира, рекордсменка мира | 1998 | -11*** | 14-25 | Зимой — 20; весной и летом — 135 |
* Было восемь пиковых соревновательных нагрузок в беге и два отдельных пика в прыжках в длину; все пики на уровне лучших личных результатов; ** Все пики в пределах 3% от его лучшего личного результата, а именно — 595-612 см; *** Все пики в пределах 3% от её лучшего личного результата, а именно — 200-205 см
Имея в виду все представленные выше критические аргументы и замечания, можно сделать вывод, что реалии спорта высших достижений дают достаточные основания для пересмотра некоторых положений традиционной теории спортивной тренировки и поиска альтернативных моделей и концепций.
Критические замечания в адрес традиционной теории спортивной тренировки
Традиционная теория спортивной тренировки была сформулирована в то время, когда знания этой темы были ограничены и существовало немного научно обоснованных руководящих принципов спортивной тренировки. Традиционная периодизация спортивной подготовки, впитавшая актуальные для того времени ноу-хау 1960-х годов, была настоящим прорывом в тренировочном процессе и науке о спорте. Многие из принятых тогда её элементов остаются в силе и по сей день, включая иерархическую таксономию и терминологию тренировочных циклов; дифференциацию между общей и специальной спортивной подготовкой; изменения в объёме и интенсивности упражнений; основные подходы к краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному планированию и т.д. Было бы нереально ожидать, что все идеи, предложенные более пяти десятилетий назад, останутся по-прежнему применимыми и сегодня.
Еще одно обстоятельство должно быть принято во внимание. Как видно из предыдущих разделов, основы традиционной теории спортивной тренировки были сформулированы, в основном, в СССР. В то время эта теория стала универсальной и монополизировала методологические подходы к любым научным исследованиям и планам подготовки спортсменов. Такая идеологически зависимая атмосфера дискуссий не очень способствовала выражению критических мнений в адрес концепции, поддержанной официальными властями. Тем не менее, в конце 1970-х годов критические замечания появились. Основная критика была направлена на центральную идею теоретической концепции — периодизацию процесса подготовки спортсменов. Со временем появились действующие примеры планирования и составления тренировочных программ в ключе традиционной схемы периодизации, и её недостатки были отмечены как творчески настроенными тренерами, так и аналитиками. В результате критические замечания стали публиковаться с конца 1970-х годов и публикуются по настоящее время (табл. 5).
Таблица 5. Краткое изложение сути критических замечаний в адрес традиционной теории периодизации спортивной тренировки
Источник | Проблемы | Комментарии В.Б. Иссурина |
Воробьёв, 1977 | Увеличение объёма тренировочных нагрузок до максимума не обуславливает достижение наилучших результатов. Принцип постепенности не является универсальным; нагрузка может изменяться скачкообразно. Длительная тренировка с низкой интенсивностью в подготовительном периоде снижает эффект всей сезонной подготовки. Концепция общей физической подготовки нуждается в пересмотре для учёта морфологических и функциональных требований к спортсмену | Тенденция к максимизации объёма подготовки была типичной для подготовки спортсменов в то время. Постепенное увеличение нагрузки считалось принципиальным условием при планировании. Относительно долгая подготовительная программа не адаптировала спортсменов к специфическим требованиям соревновательной активности. Базовая физическая подготовка должна быть менее генерализованной и более специфической по виду спорта |
Бондарчук, 1986 | Большой объём работы с низкой интенсивностью в подготовительном периоде бесполезен. Продолжительность подготовительного периода является переменной величиной и зависит от индивидуальных требований и специфики соревновательной активности. Волновые изменения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки не могут считаться универсальной схемой. Средства общей физической подготовки не формируют базу для достижения подготовленности в конкретном виде спорта | Такая точка зрения основана главным образом на опыте скоростносиловых видов спорта. Автор утверждал, что процесс достижения спортивной формы длится от 2 до 8 месяцев. На самом деле могут быть успешно реализованы и равномерные, и переменные изменения тренировочных нагрузок. Автор не обнаружил положительного переноса результатов выполнения общеподготовительных упражнений на специфические по виду спорта двигательные способности |
Tschiene, 1991 | Теория спортивной тренировки должна постулировать приоритет биологических основ, которые объясняют функциональную адаптацию и перенос тренированности | Автор представил иерархическую схему составляющих теории спор- . тивной тренировки, верхний уровень которой занимает теория функциональных систем Анохина |
Zanon, 1997 | Теория спортивной тренировки имеет временные ограничения и нуждается в обновлении с учётом новых результатов | Эта теория не имеет научных доказательств, которые поддерживают её доминирующую роль в подготовке спортсменов |
Верхошанский, 1998 | Традиционная теория не основывается на биологической природе спортивной подготовки и даже игнорирует её. Принципиальные положения этой теории не подкреплены доказательствами, почерпнутыми из тренерского опыта и исследований. Теория предлагает регулировать тренировочное воздействие, используя только манипуляции с объёмом нагрузки и её интенсивностью. | Классические объяснения опирались исключительно на педагогические аргументы и определения. Автор показал неконкретный и абстрактный характер теоретических положений и утверждений. Особенности и специфика физиологической адаптации не были приняты во внимание |
Иссурин, 2002; Issurin, 2008 | Одновременное развитие ряда спортивных способностей приводит к конфликтным физиологическим реакциям и снижает эффективность подготовки. Чрезмерно длинные периоды базовой подготовки с низкой интенсивностью не обеспечивают достаточное тренировочное воздействие. Традиционная модель не даёт возможности для проведения мультипикового соревновательного периода | Невозможно обеспечить высокую концентрацию должным образом направленных нагрузок и оптимального взаимодействия несовместимых средств тренировки. Длинные подготовительные периоды ослабляют реакцию на тренировочную нагрузку, снижают темпы спортивного совершенствования и не дают возможности принимать участие во многих соревнованиях |
Периодизация спортивной тренировки не часто становилась объектом особенно жёсткой критики аналитиков и тренеров. В общем, периодизация использует периодические изменения в биологической и социальной активности человека. В течение долгого времени эта теория была принята в качестве универсальной основы тренировочного процесса в любом виде спорта и для спортсменов любого уровня квалификации. На самом деле практика подготовки спортсменов высокого уровня предоставляла доказательства того, что эта теория не даёт универсальных инструментов для планирования подготовки или её воплощения. А именно, А.Н. Воробьёв, всемирно признанный эксперт в тяжёлой атлетике и в прошлом олимпийский чемпион, выявил серьёзные противоречия традиционной теории с реалиями подготовки элитных спортсменов, анализируя данные, полученные в процессе подготовки тяжелоатлетов (Воробьев, 1977). Его жёсткая критика основывалась на выводах, сделанных после широких и углублённых исследований, а также на серьёзных факторах биологической природы адаптации организма спортсмена к тренировочным нагрузкам.
Точно так же А.П. Бондарчук, всемирно известный авторитет в тренерской науке и в прошлом олимпийский чемпион в метании молота, отметил противоречивость теоретических положений и практики подготовки спортсменов в лёгкой атлетике. Его критические замечания были поддержаны огромным опытом в подготовке элитных спортсменов и результатами его собственных исследований (Бондарчук, 1986).
Специалисты по спортивной тренировке из Германии (Tschiene, 1991) и Италии (Zanon, 1997) отметили несостоятельность традиционной теории, основываясь на обновлённой научной и методической информации. Они также отметили, что каждая теория может иметь временные ограничения и её обновление следует рассматривать как разумную и естественную тенденцию.
Несколько позже Ю.В. Верхошанский (1998) стал одним из самых жёстких критиков традиционной теории, подчёркивая её слишком схоластической характер, игнорирование биологической природы тренировки, отсутствие конкретных руководящих принципов коучинга и противоречия предложенных теоретических положений и реалий современного спорта.
Критические аргументы в моих собственных публикациях (Иссурин, 2002; Issurin, 2008) были связаны с недостатками концепции традиционной периодизации процесса подготовки спортсменов высокой квалификации. Мой собственный опыт и результаты исследований были получены при проведении исследований в гребле на байдарках и каноэ, плавании и академической гребле. Наиболее важные критические замечания были связаны с появлением конфликтных физиологических реакций при работе спортсменов над многими спортивными способностями одновременно. Например, тренировочный процесс высококвалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость, боевых искусствах, парных и командных, а также художественных видах спорта в подготовительном периоде предполагает развитие общих аэробных способностей, мышечной силы, силовой выносливости, совершенствование общей координации и взрывной силы, базовую психологическую и техническую подготовку, овладение тактическими навыками и лечение полученных травм. Каждый из этих факторов требует специальной физиологической, морфологической и психологической адаптации. Однако многие рабочие нагрузки несовместимы и вызывают конфликтные физиологические реакции. Причины и следствия таких противоречивых реакций приведены в таблице 6.
Таблица 6. Основные причины конфликтных физиологических реакций, возникающих во время подготовки спортсменов высокого уровня при традиционном подходе к планированию
(Issurin, 2007)
Факторы | Противоречия | Последствия |
Энергообеспечение | Для одновременного выполнения разнообразных тренировочных нагрузок нет адекватных источников энергии | Энергия направляется на достижение многих целей, а главная не получает надлежащего энергетического обеспечения |
Восстановление различных физиологических систем | Из-за разных периодов восстановления показателей различных физиологических систем спортсмены не достигают достаточного уровня восстановления | Спортсмены устают и не могут сосредоточить все свои усилия на достижении основных целей |
Совместимость различных нагрузок | Разные упражнения часто взаимодействуют негативно в связи с дефицитом энергообеспечения, технической сложностью и/или нервно-мышечной усталостью | Применение определённых нагрузок устраняет или уменьшает эффект от выполнения предыдущих или последующих тренировок |
Психическая концентрация | Стрессовые нагрузки требуют высокого уровня психической концентрации, которую невозможно распространить на многие цели одновременно | Психическую концентрацию поддерживать трудно, поэтому упражнения выполняются с пониженным вниманием и мотивацией |
Тренировочные стимулы для прогрессирования спортсменов | Специфическое по виду спорта прогрессирование спортсменов высокого уровня требует высокой концентрации тренировочных стимулов, которая не может быть достигнута при одновременной тренировке многих качеств | Одновременное комплексное развитие многих качеств не обеспечивает достаточное улучшение уровня подготовленности высококвалифицированных спортсменов |
Упомянутые выше ограничения традиционной модели тренировочного процесса были проверены на опыте многими тренерами, но не все из них были критически оценены. Наиболее выдающиеся тренеры пришли к выводу, что привычные схемы применения высокоэффективных стимулирующих нагрузок должны быть пересмотрены. Они обнаружили, что проблемой в подготовке спортсменов высокого уровня является тот факт, что их прогресс требует больших высококонцентрированных нагрузок, которые не могут обеспечить одновременное достижение многих различных целей.
Еще одна причина для критики традиционной модели периодизации кроется в невозможности обеспечить мультипиковую соревновательную подготовку в течение сезона.
Пример
.
Данные трёх спортсменов мирового класса — Мэрион Джонс (США), Сергея Бубки (Советский Союз, Украина с 1991 года) и Стефки Костадиновой (Болгария) показывают, что предсезонная и сезонная подготовка каждого из них длится около 300-320 дней (табл. 10). Как видно из таблицы, промежутки времени, в которые эти спортсмены соревновались и демонстрировали пиковые достижения и когда они имели относительно высокие результаты, варьировали от 135 до 265 дней. Такой длинный промежуток времени не может быть разделён на традиционные подготовительный и соревновательный периоды. С другой стороны, базовые способности этих спортсменов (максимальная сила, способность к аэробному воспроизведению энергии) должны поддерживаться на достаточно высоком уровне в течение 5-8 месяцев. Поэтому в программу тренировки должны быть включены соответствующие циклы подготовки для совершенствования базовых способностей и восстановления. Традиционная схема не решает эту проблему и не в состоянии обеспечить такую подготовку в рамках базового плана.
Таблица 7. Мультипиковая годичная подготовка легкоатлетов мирового класса
(по Suslov, 2001; модификация автора)
Спортсмен, события, лучшие достижения | Год | Количество пиков в сезоне | Типичные интервалы между пиками (дни) | Длительность периода выступлений в соревнованиях (дни) |
Мэрион Джонс ; бег 100-200 м, прыжки в длину; 3-кратная олимпийская чемпионка в 2000-м году, 5-кратная чемпионка мира | 1998 | 10* | 19-22 | 200 |
Сергей Бубка; прыжок с шестом; олимпийский чемпион 1988-го года, 5-кратный чемпион мира, рекордсмен мира | 1991 | 7** | 23-43 | 265 |
Стефка Костадинова ; прыжки в высоту; олимпийская чемпионка 1996-го года, 2-кратная чемпионка мира, рекордсменка мира | 1998 | -11*** | 14-25 | Зимой — 20; весной и летом — 135 |
* Было восемь пиковых соревновательных нагрузок в беге и два отдельных пика в прыжках в длину; все пики на уровне лучших личных результатов; ** Все пики в пределах 3% от его лучшего личного результата, а именно — 595-612 см; *** Все пики в пределах 3% от её лучшего личного результата, а именно — 200-205 см
Имея в виду все представленные выше критические аргументы и замечания, можно сделать вывод, что реалии спорта высших достижений дают достаточные основания для пересмотра некоторых положений традиционной теории спортивной тренировки и поиска альтернативных моделей и концепций.
Читайте также[править | править код]
- Спортивная подготовка
- Цели и задачи спортивной тренировки
- Спортивная тренировка
- Методы спортивной тренировки
- Принципы спортивной тренировки
- Тренировочные эффекты
- Тренируемость и наследственность спортсменов
- Перенос тренированности
- Тренировочные циклы (периодизация нагрузки и отдыха)
- Планирование тренировочного процесса Общая и специальная физическая подготовка
- Модель концентрированной однонаправленной тренировки
- Многоцелевая модель блоковой периодизации
Литература[править | править код]
- Бергман, Б.И. (1940). Лыжный спорт. Учебник для институтов физической культуры. Москва: изд-во ФиС.
- Бирзин, Г.К. (1940). Сущность тренировки. Москва, Труды по физической культуре. Изд. 1, 2 и 5.
- Bompa, Т. (1984). Theory and methodology of training — The key to athletic performance. Boca Raton, FL: Kendall/Hunt.
- Бондарчук, А.П. (1986). Тренировка легкоатлета. Киев: Здоровье.
- Drees, L. (1968). Olympia, gods, artists and athletes. New York: Praeger.
- Gardiner, N.E. (1930). Athletics of the ancient world. Oxford:University Press.
- Иссурин, В.Б. (2002). Концепция блоковой композиции в подготовке спортсменов высокого класса. Теория и практика физической культуры (Москва); 5: 2-5.
- Issurin, V. (2008). Block periodization vs. traditional training theory. A review. J Sports Med Phys Fitness; 48(1): 65-75.
- Котов, Б.А. (1916). Олимпийский спорт. Основы лёгкой атлетики. Санкт-Петербург: изд-во Майтова.
- Martin, D. (1980). Grundlagen der Trainingslehre. Schorndorf: Verlag Karl Floffmann.
- Матвеев, Л.П. (1964). Проблема периодизации спортивной тренировки. Москва: изд-во ФиС.
- Матвеев, Л.П. (1977). Основы спортивной тренировки. Москва: изд-во «Прогресс».
- Pihkala, L. (1930). Allgemeine Richtlinien fur das athletische Training. In G. Kriimmel (Editor), Athletik Handbuch der lebenswichtigen Leibesiibungen. Miinchen: Lehmann; (pp. 185-198).
- Robinson, R.S. (1955). Sources for the history of Greek athletics. Chicago: Ares Publisher.
- Шувалов, В.И. (1940). Плавание, водное поло и прыжки в воду. Учебник для институтов физической культуры. Москва: изд-во ФиС.
- Suslov, F.P. (2001). Annual training programmes and the sport specific fitness levels of world class athletes. In: Annual Training Plans and the Sport Specific Fitness Levels of World Class Athletes, https:// www.coachr.org/annual_training_programmes.htm
- Tschiene, P. (1991). Die Prioritat des biologischen Aspects in der “Theorie des Trainings”; Leistundss-port, 6: 5-9.
- Васильев, Г.В., Озолин, Н.Г. (1952). Лёгкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. Москва: изд-во ФиС.
- Верхошанский, Ю.В. (1998). На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. Теория и практика физической культуры (Москва); 2: 21-41.
- Воробьёв, А.Н. (1977). Тяжёлая атлетика. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Москва: изд-во ФиС.
- Zanon, S. (1997). Die alte “Theorie des Trainings” in der Kritik. Leistundssport; 3: 18-19.
- Zheliazkov, T. (1986). Theory and methodology of sport training. Sofia: Medicina i Phizcultura.