Примерно в 1490 году великий итальянский ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи нарисовал свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Этот рисунок часто используется как символ симметрии человеческого тела. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. Значение этого рисунка сложно переоценить. Ведь пропорции являются средством создания гармоничного образа не только для архитекторов, художников, проектировщиков, но и для модельеров одежды.
Теория пропорционирования Леонардо да Винчи
Значение «Витрувианского человека» в том, что только идеальные пропорции тела человека позволяют позицию с разведенными руками и ногами вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами – в квадрат. Однако сама теория пропорционирования (Леонардо да Винчи лишь воплотил ее в рисунке) была создана другим римским ученым и архитектором – Марком Витрувием Поллионом. Позднее эта теория получила распространение в изобразительном искусстве и архитектуре.
Согласно этой теории следующие соотношения характерны для идеальных пропорций тела человека:
- » длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони
- » ступня равна четырем ладоням
- » локоть равен шести ладоням
- » высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти)
- » шаг равняется четырём локтям
- » размах человеческих рук равен его высоте
- » расстояние от линии волос до подбородка равняется 1/10 его высоты
- » расстояние от макушки до подбородка равняется 1/8 его высоты
- » расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
- » максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
- » расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
- » расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
- » длина руки составляет 2/5 его высоты
- » расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
- » расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
- » длина ушей 1/3 длины лица
- » Калькулятор пропорциональности
- » Калькулятор изящества
- » ндекс массы тела
- » Калькулятор физического состояния
Антропометрические характеристики тела человека
Антропометрические характеристики тела человека
Тема 2.1. Краткие сведения о строении фигуры человека
Тотальные морфологические размерные признаки.
Тотальные размерные признаки включают в себя наиболее крупные антропометрические признаки:
длина тела (рост), обхват груди (периметр), масса тела.
— Рост:
окончательной длины тело достигает к 16-17 годам. Средний рост женский 154см (157-158см в России), мужской – 165см. В течение дня рост меняется, к вечеру уменьшается на 1,5-3 см. Стабилен до 40-45 лет, после этого длина тела уменьшается на 0,5 см за 5 лет, а затем на 0,7 см за каждые 5 лет. Рост колеблется от 134 см до 182 см. Длина тела меньше 125 см и больше 2 м – это патология.
— Обхват груди
: стабилизируется к 18-20 годам, с возрастом только увеличивается. После 60 лет уменьшается. Норма от 72см до 136 см.
— Масса тела.
В России – средняя масса тела – 56 кг, в Европе – 64 кг, масса меньше 45 кг и больше 90 кг считается патологией. Постоянная масса сохраняется в возрасте от 25 до 40 лет, от 40 до 55 лет наблюдается увеличение на 1 кг каждые 5 лет, а после 60 лет, в связи с обезвоживанием организма, масса тела уменьшается.
Изучая и анализируя индивидуальную фигуру человека, мы можем охарактеризовать размеры и форму отдельных частей его тела: туловище, шею, верхние и нижние конечности.
Туловище – это наиболее крупная часть тела, которая по своей форме и размерам определяется формой грудной клетки, размерами и формой плеча (плечевого ската), грудных желез и спины. В нижней части туловища характеризуют форму живота, форму ягодичных мышц и боковую поверхность бедра.
2.2. Пропорции тела человека.
Пропорции тела человека – соотношения размеров отдельных частей тела между собой и ко всей фигуре в целом (росту).
Иногда пропорции выражаются в процентах. Выделено 3 типа пропорций, два из которых – непропорциональные фигуры.
Долихоморфный
тип
: характеризуется длинными конечностями, при относительно коротком и узком туловище, высоком росте и небольшой по размеру голове (голова укладывается 8,5 раз к росту), чаще всего это высокие люди и сутулые.
Брахиморфный тип
: характеризуется короткими конечностями, при относительно широком и длинном туловище, низком росте и большой по размеру голове. Люди невысокого роста, могут быть полными и иметь перегибистую осанку, голова укладывается 7,5 раз.
Мезоморфный тип
: промежуточный тип, условно-пропорциональная фигура, голова укладывается к росту 8 раз.
2.3. Осанка.
Осанка – характеристика равновесного положения тела человека в спокойном состоянии.
Под осанкой понимают индивидуальные особенности конфигурации тела при естественном (спокойном) вертикальном состоянии, требующей минимальные затраты мышечной энергии для поддержания тела в равновесии.
Выделяют три типа фигур в зависимости от осанки. Ведущим признаком, определяющим осанку, является форма позвоночника. Внимание обращают на степень изгибов позвоночника в грудном и поясничном отделах.
Условно-типовая фигура – равновесный тип
: характеризуется равной степенью изгибов поясничного и грудного отделов позвоночника.
Сутулая фигура- тип кифотический
: характеризуется большим изгибом грудного отдела и малым изгибом поясничного отдела позвоночника.
Перегибистая фигура – тип лордотический
: малый грудной изгиб и большой поясничный.
Осанка с морфологической точки зрения характеризует внешнюю форму тела в целом, поэтому она определяется различными факторами: положением головы и кистей рук и ног, формой позвоночника, грудной клетки, передней брюшной стенки и наклоном таза. Внешне фигуры можно описать так:
За условно-пропорциональную фигуру (по осанке) принимают фигуру, у которой корпус не отклонен ни вперед, ни назад, слега выступают грудь, ягодицы, живот.
Сутулая (наклонная фигура): фигура, у которой корпус наклонен вперед, спина до талии длиннее, чем у типовой, а перед короче. Широкая округлая спина, узкая впалая грудная клетка, плоские ягодицы, выступающий живот.
Перегибистая – корпус отклонен назад, длина переда до талии больше, чем у типовой, а длина спинки короче, широкая развернутая грудь, узкая спина, выступающие ягодицы.
Рис 3. Фигуры с разной степенью изгибов в грудном и поясничном отделах позвоночника.
Осанку характеризует ряд проекционных признаков:
1. ПК – положение корпуса: это расстояние от шейной точки (7 шейный позвонок) до вертикальной плоскости, касающейся наиболее выступающих частей лопаток.
Сутулая – 8,2±1см;
Равновесная – 6,2±1см;
Перегибистая – 4,2±1см.
2. Вп – высота плеч: проекционное измерение по вертикали определяется как разность высоты шейной и плечевой точки.
Низкоплечая фигура – 7,4±0,75
Условно-пропорциональная – 5,9±0,75
Высокоплечая фигура – 4,4±0,75
3. ГтI– глубина талии: расстояние по горизонтали от вертикальной плоскости, касающейся наиболее выступающих точек лопаток до линейки, приложенной горизонтально по спине на уровне линии талии.
ГтII– расстояние по горизонтали от вертикальной плоскости, касающихся наиболее выступающих точек ягодиц до линейки на линии талии. ГтII> ГтI
2.4. Телосложение.
Для специалиста, занимающегося изготовлением одежды, важно уметь давать точную характеристику признакам, определяющим тип телосложения. Это поможет дифференцированно подходить к выбору модели для фигур, имеющих разное строение.
Телосложение
– конституция тела человека, характеризующаяся комплексом структурных признаков. Зависит от степени развития мускулатуры и жировых отложений на отдельных участках тела, формы и размера скелета, возраста. О телосложении судят по форме шеи, грудной клетки, живота, спины, верхних и нижних конечностей.
Степень развития мускулатуры определяется на плечевом поясе, груди, спине, руках и ногах. Для каждого участка различают слабое, среднее, сильное (два промежуточных – среднеслабое, среднесильное) развитие мускулатуры.
Степень развития жировых отложений, или подкожной жировой клетчатки, характеризуется величиной жировых складок на внутренней стороне плеч и предплечий, бедрах, голенях, под лопатками, на груди и животе. Степень развития жировых отложений может быть слабой, средней и обильной.
При слабом жировом отложении рельеф костей – лопаток, ключиц, сочленений запястья, коленей, ступней – ясно различим под кожей. При средней степени развития жировых отложений рельеф костей выражен слабо. Обильным жировым отложением считаются округленность всех контуров тела, сглаженный рельеф плечевого пояса и сочленений конечностей за счет сильного развития подкожной жировой клетчатки.
Изменение степени развития мускулатуры и жировых отложений влечет за собой изменение формы туловища, а именно: шеи, грудной клетки, живота, спины, верхних и нижних конечностей.
Типы телосложения женских фигур (по Шкерли)
Типы телосложения женских фигур характеризуются в основном наличием жировых отложений на различных участках тела. По классификации Б.Шкерли выделено три основных и одна дополнительная группы:
I группа
: женщины
с равномерным распределением жировых отложений
. Существует 3 типа:
L – тонкий тип, у него слабо развита мускулатура, малая степень жировых отложений. – (прообраз «Диана» – богиня охоты, древнегреческая мифология)
N – нормальный тип: средняя степень развития мускулатуры и жировых отложений.( прообраз – «Афродита»)
R – рубенсовский тип ( прообраз – «Венера» или женщины с картин Рубенса) – фигуры с обильными жировыми отложениями.
II группа
:
с неравномерными жировыми отложениями
:
S – верхний тип, характеризуется обильными жировыми отложениями в верхней части фигуры (область шеи, груди, живота, рук.)
I – нижний тип, характеризуется обильными жировыми отложениями в нижней части туловища (область ягодиц, бедер, голени, нижняя часть живота)
III группа:
с неравномерными жировым отложением
.
Туловищный – Tr, жировые отложения сосредоточены на туловище.
Крайний тип – Ех, жировые отложения на конечностях.
IY группа
–
дополнительная: с неравномерными жировыми отложениями на отдельных участках тела:
Грудной тип – М, Развитые грудные железы,
Бедерный – Т, преобладают жировые отложения в области бедер.
Тема 3. Размерная типология взрослого и детского населения
Антропология –
наука о происхождении и эволюции физической организации человека.
Морфология
— наука о закономерностях роста человека, о вариациях его физического строения.
Антропометрия –
методы исследования в антропологии, система измерений тела человека и его частей в статике и динамике.
3.1. Антропометрические измерения населения
.
Обмер населения для швейной промышленности начали производить в 30-е годы. Но результаты этих измерений не были обработаны.
Самые крупные обмеры населения были проведены с 1956 по 1965гг. в 80 регионах нашей страны. Обследовано было более миллиона человек. На основе этих измерений разработана размерная типология и шкалы типовых размеров и ростов. Проводили эту работу НИИ МГУ, ЦНИИШП, Московский институт народного хозяйства им.Плеханова и общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО).
В 1960-70гг. были проведены новые исследования по антропологической стандартизации для проектирования одежды в нашей стране и в странах-членах СЭВ.
В результате были созданы рекомендации СЭВ по стандартизации взрослого и детского населения РС3137-71г. «Одежда. Типовые фигуры женщин и мужчин и их размерные признаки для проектирования одежды»
На основе этого документа в СССР разработаны государственные стандарты на измерение типовых фигур ГОСТ 17522-72 «Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды». ГОСТ включает в себя 509 типов женских фигур и дает их процентное распределение в СССР (в основном у нас встречаются 253 типа).
На основании этого ГОСТа разработан ОСТ 17-326-74, а затем новый ОСТ 17-326-81 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды». Содержит 148 типов фигур.
ОСТ устанавливает
:
- Типовые фигуры женщин и их классификацию по ростам, обхватам груди, полнотным и возрастным группам.
- Наименование основных антропометрических точек и размерных признаков, их условные обозначения и метод определения.
- Абсолютные величины размерных признаков типовых фигур женщин.
3. 2. Размерная типология фигур
Типовую фигуру женщины определяют следующие размерные признаки: рост, обхват груди
III, обхват бедер
.
Все женское и мужское население разделено на 3 возрастные группы:
— младшая возрастная (18-29 лет);
— средняя возрастная (30-44года)
— старшая – 45 лет и выше.
В данном ОСТе представлены типовые женские фигуры, ростом от 146 до 176см с интервалом 6 см.
Рост: 146 где 6см – интервал безразличия – промежуток, внутри
152 которого потребитель не ощущает
158 +- 3 отсутствия промежуточного размера.
164
170
176
Типовые фигуры представлены обхватом груди от 84 – 135см с интервалом 4см.
84 100 116
88±2 104 120
92 108 124
96 112 128 и далее
В зависимости от разности обхвата бедер и обхвата груди типовые фигуры женщин сгруппированы в 4 полнотные группы.
Обхват груди , см | Обхват бедер | |||
I полнота (разница 4см) | II полнота (разница 8см) | III полнота (разница 12см) | IY полнота (разница16см) | |
84 | 88 | 92 | 96 | 100 |
88 | 92 | 96 | 100 | 104 |
92 | 96 | 100 | 104 | 108 |
96 | 100 | 104 | 108 | 112 |
100 | 104 | 108 | 112 | 116 |
104 | 108 | 112 | 116 | 120 |
108 | 112 | 116 | 120 | 124 |
112 | 116 | 120 | 124 | 128 |
116 | ||||
Полнотную группу определяют Об –ОгIII =D,
где D= 2-4см-6 – I полн.гр.; 6- 8см-10– II полн.гр.; 10-12см -14 – III полн.гр.; 14-16см-18 – это IY полнотная группа.
Таким образом, типовую фигуру женщины записывают:
164 – 88 –96 170 – 96 – 108 158 – 92 – 98
164 – 92 – 108 152 – 84 – 92 176 – 112 – 120
158 – 108 – 116 146 – 84 – 88
Задание для закрепления
:
Определите для каждого размера (указанного выше) его полнотную группу.
3.3. Антропометрические точки.
Антропология занимается сбором и систематизации сведений о формах и размеров тела человека. Об этих параметрах судят по измерениям, ориентируемым на антропометрические точки.
Антропометрические точки соответствуют ясно выраженным образованиям скелета или хорошо очерченным границам мягких тканей.
Антропометрические точки, их название и положение.
а
– верхушечная – высшая точка темени
б
– шейная – 7-й шейный позвонок.
в
– точка основания шеи – пересечение линии обхвата шеи с вертикальной плоскостью, рассекающей плечо пополам.
г
– ключичная – высшая точка грудинного конца ключицы.
д
– верхнегрудинная – центр яремной выемки.
е
– среднегрудинная – посередине грудины на уровне 4 ребра (начало грудных желез).
ж
– плечевая акромиальная
з
– плечевая – конечная плечевая точка.
и
– лучевая – верхняя точка головки лучевой кости.
к
– сосковая – выступающая точка грудных желез.
л*
– бедерная точка – наиболее выступающая точка боковой поверхности бедра.
л
– остисто-повздошная – наиболее выступающая точка верхней передней ости повздошной кости.
м
– коленная – центр коленной чашечки.
н
– передний угол подмышечной впадины – высшая точка дуги образованной передним проемом подмышечной впадины при опущенной руке.
о
– задний угол подмышечной впадины
п
– ягодичная – наиболее выступающая точка ягодиц.
р
–талиевая точка – точка высоты линии талии по боковой поверхности тела.
Антропометрические точки на фигуре человека служат для определения положения сантиметровой ленты при измерениях фигуры.
Методика определения точек дана в ОСТ 17.325 – 86 и 17.326 –81, использующих 13 антропометрических точек. Три точки (д, ж, л), измерениями через которые не пользуются при конструировании одежды, в отраслевой стандарт не включены.
Через антропометрические точки проходят так называемые конструктивные пояса, которые важны при моделировании и конструировании одежды.
3.4.Конструктивные пояса
При изучении фигуры человека выделяют основные большие формы, из которых строится фигура: голова, грудная клетка, область таза и конечности.
Выделяют на фигуре человека также конструктивные пояса, которые служат опорными поверхностями одежды на той или иной форме фигуры.
Необходимость выделения таких конструктивных поясов вызвана тем, что для одежды характерна та или иная степень облегания фигуры в различных ее частях
Конструктивные пояса – условная круговая линия и ее горизонтальная проекция, мысленно проводимая на принципиально важных при конструировании уровнях фигуры.
Конструктивные пояса, их название и положение
.
1. головной – проходит по голове по выступающим лобным буграм и затылочной кости. Эта линия является размерной линией головы и основой при создании головных уборов и капюшонов
2. шейный – по основанию шеи. В этой области линию горловины, а она является основной при моделировании воротников различного вида.
3. плечевой – по нижним точкам ключицы. Плечевой пояс определяет ширину и форму одежды с учетом формы плеч – узких и широких, покатых или прямых.
4. грудной – по выступающим точкам груди. Имеет большое значение при определении степени объемности и ширины изделия в области груди, расположения концов верхней вытачки, а также как место горизонтального членения в этой части.
5. талиевый – по линии талии, определяет степень объемности, ширины изделия по линии талии и ее уровня и является местом основного членения фигуры по горизонтали.
6. тазобедренный – проходит через всю фигуру по выступающим точкам бедер, определяя самую широкую часть женской фигуры. Объем одежды должен быть не меньше величины этого пояса.
Пояса ноги расположены параллельно один другому от лонного сращения до места сочленения голени со стопой, они определяют длину и ширину брюк, а также длину платьев, юбок, пальто:
- бедренные пояса – по бедру ноги до коленной чашечки
- коленный пояс – по коленной чашечке, в месте сочленения бедра ноги и голени
- на уровне щиколоток
Конструктивные пояса руки расположены параллельно один другому от подмышечной впадины до запястья руки и определяют объем, ширину и длину рукавов одежды:
- на линии сопряжения руки с туловищем по измерению обхвата плеча;
11. локтевой – по локтевому сгибу, в месте сочленения плеча руки и предплечья. Он определяет расположение локтевой вытачки на рукаве;
12. запястный – по самому узкому месту запястья, в месте сочленения предплечья с кистью руки.
Основные конструктивные пояса одежды:
Плечевой, талиевый и тазобедренный.
Они проходят по опорным поверхностям фигуры.
Опорными поверхностями называются участки контакта одежды и тела человека.
Наряду с горизонтальными конструктивными поясами существуют и вертикальные, проходящие посередине передней и задней поверхности туловища, по боковым линиям, через выступающую точку груди и также, определяющие ширину основания шеи сзади.
Конструктивные пояса определяют наиболее функционально оправданные расположения конструктивных и декоративных линий, например, верхнего или нижнего края изделия, кокеток, рельефов, декоративных деталей.
Тема необъятна,
Теория золотого сечения
Однако теория пропорционирования Марка Витрувия Поллиона возникла намного позднее теории «золотого сечения» или «божественной пропорции». Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пирамида Хеопса в Египте, Парфенон в Афинах, Собор Нотредам де Пари, картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», Ботичелли «Венера», Рафаеля «Афинская школа» и многие, многие другие объекты были созданы по принципу «золотого сечения».
В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около 2000 человеческих тел и пришел к выводу универсальности золотого сечения. Деление тела точкой пупа — важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела — длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
- » Виды пропорций в одежде: подобная, гармоническая, контрастная
- » Норма роста, веса и длина ног
- » Как определить свои пропорции: нормативы
- » Какие бывают типы женских фигур?
- » Как определить тип фигуры? ТЕСТ.
Понятие совершенства у древних греков
Если брать античные статуи, их размеры более приближены к естественным параметрам, что объясняется правилом «Золотого сечения», выведенного учёным древности Пифагором. А, исходя из него, совершенство должно определяться следующими пропорциями для обоих полов:
- размер талии должен быть вдвое больше окружности шеи;
- в свою очередь, шея – вдвое больше окружности запястья руки;
- ширина плеч не должна превышать 1/4 роста человека;
- размер предплечья и стопы (их длина) в идеале должны быть равны.
Если что-то не сходится, значит, фигура не безупречна. Но, если серьёзно, поскольку каждый человек уникален, не следует так уж строго подходить к вопросам совершенства.
Сегодня красота определяется, прежде всего, здоровьем – если человек здоров, у него всегда будет прекрасное состояние кожи, цветущий вид и отсутствие лишнего жира.